Развлечения

Другая Дюймовочка: почти реальная история

Окт 05, 2016 Лиза

Мог ли датский сказочник Ганс Христиан Андерсен предположить, что его «Дюймовочка» будет иметь возрастное ограничение? А вот режиссер (хотя она таковым себя не считает) Разия Хасанова, чья постановка «Любовница» имела ошеломительный успех, решилась на это. Она хочет показать зрителям «Другую Дюймовочку». Возрастной ценз «16+» введен условно, здесь нет эротизма, есть любовь, потеря, взросление. Дети помладше попросту не смогут понять глубокой жизненной философии, заключенной в новом спектакле.

«Сказка ложь, да в ней намек» – выражение вполне справедливое. Потому как в каждой из них заложен глубокий смысл, уверена Разия Хасанова. Идея интерпретировать старую сказку возникла давно:

Мне всегда нравилось выкапывать сверхидею в любом произведении, а в сказках она на поверхности. О чем сказка «Колобок»? О том, что от судьбы не уйдешь. О том, что на любую силу и хитрость найдется другая сила и хитрость. Сказки — бесконечный кладезь смысла, ведь народ — не дурак. Почему «Дюймовочка»? Потому что она, как никакая другая сказка, рассказывает о пути человека. Мы хотим  рассказать о том, что люди в жизни встречают разных людей. Спотыкаются, падают, заплаканные, поднимаются, вытирают слезы и снова идут.

Танец — как и в «Любовнице» — это основа, на которой строится новая постановка. Будет много экспрессии, превосходной музыки и завораживающих танцев с элементами контемпорари, чечетки, балета, вакинга и даже хауса. В спектакле задействованы непрофессиональные актеры, им приходится осваивать не только актерскую игру, но и перечисленные стили танцев. Они рыдают, жалуются, но терпят, говорит Разия. Объяснение простое – это жутко интересно, дает колоссальное развитие и опыт.

IMG_6652

— «Актеры» — это громкое слово для нас, мы только начинаем. Но это интересный мир, лично для меня это колоссальный опыт, вызов, если это вызов, то я всегда его принимаю. Потому что это сулит развитие моему телу и душе, для меня это важно. Когда ребята с этим столкнулись, каждый из них захотел не только танцевать, но и говорить, что очень важно и ценно, — рассказывает хореограф Константин Дихнов.

Творческий тандем Разии Хасановой и Константина Дихнова — это бурная смесь интересных идей и смелых танцевальных постановок. Все, кто был на «Любовнице», ждут с нетерпением «Другую Дюймовочку». Потому что в их творчество невозможно не влюбиться.

— Он гениальный, работоспособный, разумный и уравновешенный, всегда ищет новые знания и щедро делится ими. Когда я впадаю в стресс и начинаю рыдать  со словами: «Боже, все пропало!», он приезжает и говорит: «Спокойно, женщина!». Он потрясающе чувствует музыкальный материал. Я думала, что никогда не найду хореографа, который так же понимает и слышит музыку, как я, там же много разных слоев, — восхищается Разия.

IMG_8536

Для Разии Хасановой, продюсера, а ныне режиссера и сценариста своих спектаклей, танец – личная история.

— Я всегда любила танец. Ребенком сидела в танцзале и наблюдала за танцорами. Все они были для меня боги, я смотрела на них и думала, что они просто невообразимые. Эти люди реально открывали дверь в другой мир. Просто умели открывать портал в другой мир, и это навсегда осталось во мне, — делится она.

Разия убеждена в том, что тело не может обмануть. Зритель чувствует, говорит ли правду танцор или лжет. Значит, спектакль нужно не играть, а жить им. Это сверхзадача для актеров. И они справляются. Выходят из «комнаты, залитой слезами» (так в шутку называют кабинет режиссера) и «включают» все внутренние лампочки. Потому что в них поверили, выбрали из сотни претендентов на роль. А гонорар за все это – оценка зрителя.

Мне иногда кажется, что я ключник. Дверь закрытая, на ней много замков, и надо подобрать ключи, и ты пытаешься найти человека, максимально подходящего к замочной скважине. Есть, конечно, характеры, кто-то очень хорошо подходит под одну роль, и ты чувствуешь, что внутри человека это присутствует. Но при этом человек ничего не знает об актерском мастерстве. И думаешь, надо было выбирать профессиональных актеров, а потом, когда ребята справляются, радуешься, что выбрала именно их. К примеру, Гульжан (актриса Гульжан Алиш. — Прим. авт.) поначалу не очень хорошо подходила для «Любовницы», потому что слишком хорошая, порядочная, воспитанная, а у нас такая наглая сексуальная латиноамериканская штучка. Зато она идеально подошла для «Дюймовочки», потому что у нее есть внутренний поиск, ищущая душа, честность, —  рассуждает Разия Хасанова.

IMG_6974

В постановке практически нет авторских текстов. Диалоги героев — некая компиляция из многих тестов: из кинофильмов, стихов Пастернака, Бродского, Ахматовой, молодой поэтессы Веры Полозковой, есть даже посты людей из социальных сетей. Зритель должен понять, что все это он слышит повсюду. В этом есть мысли и чувства каждого.

— Я специально брала самые узнаваемые куски текстов, чтобы люди понимали — это все вокруг них звучит. Шум стоит невероятный, выбрать среди него свою дорогу ужасно трудно, потому что каждый считает, что он прав. И всегда будут люди-жабы, жуки, кроты, каждый из которых будет доказывать жизненную позицию и даже навязывать ее.

Потрясающие костюмы для спектакля создает дизайнер Татьяна Кузовлева. Грим продумывает известный визажист Ирина Хабер и ее студия. С такими профессионалами работать одно удовольствие, это бешеный креативный процесс, говорит Разия. Сегодня практически все готово к премьере – диалоги, танцы, определились и с датой премьеры –16 октября на Малой сцене Казахского Государственного академического театра драмы им. М. Ауэзова. Но репетиции идут и днем, и ночью. Волнуется вся команда, как и зритель, в предвкушении новой встречи с театральной труппой Разии Хасановой. «Человек — это то, во что он верит» — таков слоган нового спектакля. Вполне справедливо. Без веры нет будущего, без ошибок и падений – жизни, как и сказки без глубокого смысла.

RRF-9400